Установление модели шины, оставившей следы при ДТП
Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств состоит из частей:
- предварительное исследование;
- детальное исследование;
- оценка результатов исследования;
- оформление материалов экспертизы;
На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние объектов, при необходимости проводит фотосъемку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.
Детальное исследование - это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы. Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.
При осмотре объектов экспертизы изучается характер следов, при этом принимается во внимание,
при помощи какого вещества образованы следы наслоения и на каком материале.
Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая конкретно имеется часть протектора, ее объем, степень четкости отражения и пр.
Если исследуемый слепок снят с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован данный след, а также состояние материала, глубину следа, когда и каким способом был изготовлен исследуемый слепок.
В момент поступления следа вместе с объектом, на котором он находится, на исследование, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.
Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах. К этим признакам относятся
- размеры шины в целом,
- ширина беговой дорожки,
- рисунок протектора и размер отдельных его элементов.
В первую очередь при исследовании следов, выявляются конструктивные признаки модели шины для последующего сравнения со специальными справочными материалами.
В случае, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки, измеряется ширина отражения беговой дорожки и анализируется рисунок протектора, а также конфигурация его элементов. Ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других. Особенно это легко сделать, если рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами. Если же ширина беговой дорожки отражена неполно, модель шины устанавливается по рисунку, а также по размерам отдельных его элементов.
Далее та часть рисунка протектора, которая отражена в следе, сравнивается со справочными материалами.
Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, то этого, как правило, достаточно для определения модели транспорта. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, то для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.
Обязательно учитывается характер фигур, составляющих исследуемый рисунок. Например, зигзагообразные выступы определяются по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать. Причина заключается в нечеткости отражения протектора в следе и с этими особенностями связанные ошибки измерений.
В pезультатам исследования делается либо опpеделенный вывод, если установлена одна конкpетная модель шины, либо альтеpнативный - с указанием двух или более pавновеpоятных моделей и объясняются пpичины этого.
Для получения консультации по вопросам транспортно-трасологической экспертизы, Вы можете обратиться по телефону 8 (863) 209-81-71, либо отправить запрос по электронной почте, на странице Контакты