В программе к пятилетию саморегулирования было немало мероприятий: с отчетом о своей работе выступили все 23 комитета НОСТРОЙ, прошли круглые столы, посвященные актуальным темам. Но основные события ожидались 18 ноября на IX съезде НОСТРОЙ. В отеле «Рэдиссон Славянская» собрались 258 представителей строительных СРО, многочисленные гости съезда. Приветственные речи были на удивление краткими, и это подчеркивало отнюдь не парадно-показательный характер форума. Все обратившиеся к участникам съезда официальные лица упоминали о проблемах саморегулирования в строительной отрасли. Так министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень в частности заявил:
- Для нас очень важно, чтобы институт саморегулирования состоялся. Но если этого не произойдет, мы вынуждены будем поставить вопрос перед руководством страны о возвращении к системе лицензирования, как этого уже произошло в сфере управления многоквартирными домами.
Министр однако подчеркнул, что Национальное объединение строителей и Минстрой ведут совместную работу по совершенствованию саморегулирования и законодательства в этой сфере. Совместно разрабатывается законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алёшин напомнил, что институт саморегулирования в области строительства и реконструкции объектов капитального строительства функционирует уже более пяти лет.
- За это время в сфере саморегулирования были достигнуты определенные положительные успехи, — заявил он. Но при этом глава Ростехнадзора отметил, что возглавляемая им служба фиксирует многочисленные нарушения СРО.
- Мы надеемся, что принимаемые меры позволят существенно повысить ответственность саморегулируемых организаций и усилить контроль за деятельностью своих членов, — добавил Алексей Алёшин.
Главу Минстроя поддержал Алексей Русских, председатель Комитета по строительству Государственной Думы РФ, рассказавший о том, что даже на электронную почту парламентариев регулярно приходят предложение о быстром и беспроблемном оформлении строительных допусков. Депутат заявил:
- Госдума приняла в третьем чтении закон, основная цель которого — борьба с коммерциализацией СРО. Вы сами будете определять, кто из ваших коллег достоин стать членом СРО. Мы ожидаем от вас добросовестного отношения. Однако если система саморегулирования не преобразиться, встанет вопрос о ее целесообразности.
Подсластить горькую пилюлю приветствий постаралась депутат Госдумы, президент НАМИКС Елена Николаева, которая рассказала участникам съезда, что еще полгода назад у нее было ощущение, что у системы саморегулирования нет будущего. Но сегодня появилась надежда на то, что принятый Госдумой закон о самоочистке СРО позволит эффективно бороться с продажей допусков в строительстве.
Съезд продолжился докладом президента Национального объединения строителей Николая Кутьина об основных направлениях развития саморегулирования в области строительства. По его данным, за 9 месяцев 2014 года в России было введено более 70 млн кв. м общей площади, из них 60 млн кв. м — жилых зданий. Объем введенного жилья составил 48 млн кв. м, что на 24,6% больше показателя прошлого года. В январе-сентябре 2014 года индивидуальными застройщиками введено 167 тыс. жилых домов общей площадью более 22 млн кв. м, что на 18,6% больше аналогичных значений прошлого года. Но главным в докладе были не победные реляции. Сложившуюся в саморегулирование ситуацию Николай Кутьин назвал непростой. По его словам НОСТРОЙ совместно с Ростехнадзором и Минстроем выработал конкретные решения, отразившиеся в законе, принятом Госдумой 14 ноября. После его утверждения Советом Федерации и подписания Президентом РФ, что ожидается в ближайшее время, нужно будет совместно разработать несколько регламентных документов: о приеме, об исключении, о ведении реестра строительных компаний — участников СРО. В заключении президент НОСТРОЙ обратился с призывом к участникам съезда:
- Но главное — нам необходимо возвратить доверие к СРО. Прошу все наши СРО обратить внимание и отнестись ответственно к выдаче выпусков.
Отвечая на вопрос главного редактора портала Саморегулирование Василия Горлова о прозвучавшей в интервью министра фразе о неработающей у нас системе саморегулирования, глава Минстроя Михаил Мень сказал:
- Я говорил, что у нас саморегулирование не работает в той должной конструкции, которую мы ждали. Вы все знаете, что саморегулирование — это схема когда существует взаимная ответственность участников процесса за какие-то успехи или не успехи конкретных организаций, которым были выданы допуски в свое время. Вот именно в этой ситуации и есть определенная проблема, здесь, как раз, ощущался явный пробел в законодательстве. Сегодня вы знаете, что в третьем чтении уже приняты изменения в Градостроительный кодекс и дополнения в ряд законодательных актов. Это документ, который был рожден совместно НОСТРОЙ и нашим министерством, где увеличивается и усиливается роль нацобъединения, которое объединяет все саморегулируемые организации. После того как эти поправки будут приняты Советом Федерации и подписаны Президентом РФ, у НОСТРОЙ появится определенный рычаг против СРО. Я имею ввиду то, что вступлением в силу этого закона, нацобъединения могут обращаться с настоятельной рекомендацией в Ростехнадзор об исключении из соответствующего реестра тех или иных участников процесса.
Это важный момент, также там еще есть целый ряд изменений, которые позволят нацобъединению более четко контролировать ситуацию. Пожалуй, один из самых важных моментов это то, что будет единый реестр не только саморегулируемых организаций, но и непосредственно членов саморегулируемых организаций, и любой участник процесса, например, орган госвласти, который проводит тот или иной конкурс или аукцион, теперь сможет посмотреть в этом реестре сведения об организации, и здесь появляются первые рычаги для определенного влияния.
Однако, продолжая отвечать на вопросы журналистов, глава Минстроя, дал понять, что власть настроена решительно, и его заявление можно расценивать, как ультиматум:
- Накануне избрания Николая Кутьина президентом НОСТРОЙ мы проводили встречу у вице-премьера правительства РФ Д.Н. Козака, и договорились том, что в конце 2015 года мы будем подводить итоги. Мы постараемся выправить ситуацию, и вот то что сейчас мы видим, эта коммерциализация СРО, нам бы хотелось, чтобы что-то за год изменилось. Если этого не произойдет, то сядем, посмотрим друг другу в глаза, и откровенно скажем: ну, не получается, будем обращаться к руководству страны с предложением возвращаться к системе лицензирования, как это сделано сегодня в ситуации с управлением многоквартирными домами, как бы это не было консервативно. Если не выправим ситуацию, мы должны будем честно себе сказать, что система саморегулирования не приживается на нашей земле, дай бог, чтобы этого не произошло и за этот год нам удалось исправить ситуацию. Мы себе ставим отчетный период конец года. По сути, мне близки и по духу понятны идеи саморегулирования, но поняв, как они реализуется на земле, я стал однозначным сторонником консервативных мер регулирования, таких как лицензирование, и когда была дискуссия, связанная с наведением порядка в управлении многоквартирными домами, я был одним из тех людей, которые отстаивали идею лицензирования. Еще раз хочу сказать, что надежда не потеряна: давайте за год мы попробуем что-то изменить. Так что это для саморегулирования действительно звездный час, в том смысле, что появился шанс доказать обществу, что саморегулирование работает эффективно. В противном случае мы вынуждены будем признать неэффективность применения этой конструкции у нас в стране.
Несмотря на тон заявлений официальных лиц и непростую ситуацию, в которой оказалось саморегулирование, президент НОСТРОЙ Н.Г. Кутьин весьма откровенно отвечал на вопросы журналистов и, кажется, излучал уверенность. Он, в частности, заявил:
- Не буду отрицать – мы действительно договорились еще на старте, весной о том, что система саморегулирования требует обновления. Некоторые недобросовестные участники сообщества, используя несовершенство законов саморегулирования, решили, что здесь возможен бизнес, и мы это видим через рекламу фактической торговли допусками. Без решения этой проблемы невозможно было двигаться дальше. Законодатели нас услышали, закон который должен сейчас выйти во многом снижает риски, решает проблемы, связанные с недобросовестными людьми, и это позволит нам в ближайшее время стабилизировать отношения саморегулирования и государства, что даст нам возможность быть уверенными в том что система саморегулирования есть и будет существовать. Это один из важнейших общественных институтов, не зря государство, понимая, что некоторые функции оно выполняет недостаточно хорошо, их передало в систему саморегулирования. Государство ведь само 5 лет назад отказалось от системы лицензирования. Более того, у нас есть достаточно оптимистические ожидания, связанные с дальнейшей передачей определенных функций в систему саморегулирования, последний закон это подтверждает, потому что при исключении из реестра начинают учитывать мнение саморегулируемого сообщества. И вместе с государством принимает решение об исключении из реестра саморегулируемых организаций.
Важнейшим является налаживание совместного с Минстроем и Ростехнадзором контроля за деятельностью СРО, а они, в свою очередь, должны осуществлять контроль за деятельностью своих членов. Есть неудовлетворенность государства как заказчика качеством выполняемых работ. Наведение порядка на строительном рынке приведет к тому, что останутся только добросовестные строительные компании. Нам предстоят два финансово сложных года, и необходимо сейчас стабилизировать этот рынок. По-прежнему велик объем инвестиций в жилищное строительство, государство продолжает осуществлять широкомасштабные жилищные программы. Это дает нам основание с оптимизмом смотреть в будущее, главное — эффективная работа СРО со строительными компаниями. Я надеюсь, что следующий год пройдет под знаком этого.
По подсчетам президента НОСТРОЙ, к недобросовестным саморегулируемым организациям можно отнести 20 СРО и еще около десятка наберется частично недобросовестных. Именно им предстоят в первую очередь проверки, которые проведут НОСТРОЙ и Ростехнадзор, при этом Николай Кутьин уверен, что многие из них, не дожидаясь исключения из реестра, сделают все, чтобы исправить свои нынешние недостатки.
Далее Николай Кутьин заявил, что предстоящее объединение НОП и НИОЗ станет хорошим показателем готовности системы саморегулирования к изменениям и доказательством её жизнеспособности, в чем он абсолютно уверен. Кроме того, президент НОСТРОЙ достаточно подробно рассказал о другом новшестве – системе предквалификациии:
- Система предквалификации должна быть четко описана в законе и попунктно соблюдаться. Тогда деятельность коммерческих СРО будет осложнена. Мы сегодня готовим проект закона о государственных торгах в области строительного подряда. Когда государство принимает решение о подрядчике, фактически, на момент проведения торгов нужно давать оценку не стоимости контракта, а возможности исполнителя выполнить этот контракт, вот мы о чем говорим. И тогда возникает предквалификация, то есть описание подрядчика с его истинными возможностями. Сегодняшняя ситуация позволяет недобросовестным строительным компаниям, которые даже такими не являются, получать подряды, чтобы потом их перепродавать. Мы сейчас вместе с государством должны построить взаимоотношения таким образом, чтобы наиболее рационально добиться того, чтобы все строилось за обусловленные деньги, в обусловленные сроки, с надлежащим качеством. И чтобы за это кто-то отвечал, этим и хороша система саморегулирования, главное в которой – взаимная ответственность. Законопроект о предквалификации вводит обязанность для любой строительной компании представить документы при участи в конкурсе на выполнение государственного заказа, их состав мы сейчас обсуждаем. Главная – информационная открытость, чтобы любой заказчик, вплоть до простого гражданина, мог видеть в открытом доступе все данные по той или иной строительной компании. Кроме того, весьма важный вопрос – постквалификация, ведь строительная компания может набрать больше подрядов, чем способна выполнить в реальности. Вот возможность исполнения контракта и должна подтвердить постквалфикация, которую проводит СРО. Если государство нам доверит, после того как мы проведем самоочистку, мы получим ясные и понятные отношения между заказчиком и подрядчиком, и качественный строительный продукт.
Кроме обсуждения этих глобальных для саморегулирования в строительной сфере проблем, участники съезда занимались и текущими рутинными вопросами. Были утверждены сметы на 2014 и 2015 годы, а также состоялись выборы в Совет Национального объединения строителей. Все избранные окружными конференциями НОСТРОЙ кандидаты получили поддержку участников съезда и были утверждены членами Совета НОСТРОЙ.
Всем желающим выступить на съезде демократично было предоставлена такая возможность, однако, и это отметили многие наблюдатели, обычных жарких дискуссий практически не было. Выступающие говорили в основном о решение весьма конкретных задач, вроде перечисления части взносов петербургских членов НОСТРОЙ на ремонт симферопольских школ или назначения денежного содержания почетному президенту НОСТРОЙ Ефиму Басину. В кулуарах съезда руководители СРО отмечали, что еще предстоит осознать, какие именно пути развития саморегулирования возможны в суровых условиях ультиматума, а именно так было воспринято большинством участников съезда выступление главы Минстроя Михаила Меня.