Законопроекты, закрепляющие в УК РФ и КоАП РФ определение "шпионской" техники, приняты в первом чтении
Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект, согласно которому ст. 138.1 Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, планируется дополнить примечанием, в котором будет закреплено определение таких средств.
Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, согласно предлагаемым поправкам, будут пониматься приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для ЭВМ и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя).
Корреспондирующие изменения будут внесены в КоАП. Для этого ст. 20.23 КоАП РФ ("Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации") планируется дополнить примечанием, содержащим отсылку (в части определения таких средств) к ст. 138.1 УК РФ. Соответствующий правительственный законопроект также прошел первое чтение.
Отметим, что Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, поддержав в целом концепцию законопроекта № 641656-7, указал на некоторые его недостатки, требующие доработки. В частности, по мнению Комитета, в уточнении нуждается предлагаемое определение "специального технического средства", поскольку формулировка "независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы" может вызвать затруднения при квалификации рассматриваемых деяний и разграничения их от приобретения и (или) сбыта технических средств лицом, добросовестно заблуждающимся относительно фактического предназначения такого средства. На это указывается в заключении Комитета на проект.
Ранее на данный недостаток предлагаемых поправок обращал внимание и Верховный Суд Российской Федерации (письмо ВС РФ от 26 октября 2018 г. № 4-ВС-7567/18).
Поправки к законопроектам должны быть представлены в 30-дневный срок.
Источник: garant.ru