Чини, да не увлекайся: ВС РФ о возврате денег покупателю авто с существенным недостатком
Дилер должен вернуть деньги за автомобиль с существенным недостатком, который он чинил дольше 45 дней.
В чем суть дела?
Гражданин обратился в суд с иском к официальному дилеру, у которого он купил автомобиль. В процессе эксплуатации автомобиль неоднократно «сигнализировал» (горела лампа неисправности двигателя) о проблеме. Автовладелец обратился к дилеру за ремонтом. Ремонт затянулся, да так, что превысил максимальный срок устранения недостатков – 45 дней (закон о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 года).
В иске гражданин указал свои требования к дилеру: расторжение договора купли-продажи, возвращение денег за автомобиль, допоборудование, а также взыскание неустойки за продажу товара ненадлежащего качества и компенсацию морального ущерба.
Что решили суды?
Суд первой инстанции поддержал требования истца – покупателя автомобиля. Однако апелляция встала на сторону продавца – автодилера.
Что разъяснил ВС РФ?
Во-первых, ВС РФ уточнил, что покупатель обратился с требованием расторгнуть договор купли-продажи вовремя, в период гарантийного срока.
Во-вторых, суд подчеркнул, что в первый год эксплуатации машину ремонтировали 10 дней, на третий год - 59 дней. Срок ремонта превысил 45 дней, а значит, недостаток был существенным.
ВС РФ остановился на определении «существенного недостатка»:
<…> это недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранён без несоразмерной затраты времени.
Верховный Суд также не согласился с аргументом апелляции, что потребитель, отдав автомобиль на ремонт, реализовал своё право на устранение недостатка товара.
Свободный и осознанный выбор потребитель может сделать, если продавец своевременно предоставил ему необходимую и достоверную информацию о товаре. Поясняем. Дилер еще «на берегу» сообщает, что на ремонт уйдет столько-то времени, так как недостаток существенный. А покупатель говорит: «да, понятно, ремонтируйте». В таком случае это право будет реализовано. В рассматриваемом случае конкретики по срокам не было, а после возврата автомобиля со станции техобслуживания покупатель незамедлительно оформил претензию.
Источник: определение ВС РФ №5-КГ15-6