Почему система сметных нормативов не соответствует требованиям сегодняшнего дня
Интервью с президентом Союза инженеров-сметчиков, директором Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павлом ГОРЯЧКИНЫМ.
— Павел Владимирович, со времени нашего последнего интервью, в котором Вы подвергли резкой, но справедливой критике систему, сложившуюся в России в сфере сметного нормирования строительства, минуло уже восемь месяцев. Власти обещали нам навести порядок в этой области. Заметны ли изменения?
— К сожалению, воз, как говорится, и ныне там. В так называемой новой сметно-нормативной базе, введенной Минстроем России в 2014 году, есть нормы и расценки, уже одни наименования которых вызывают улыбку: «Перекладка частей русской печи», «Замена основания под штукатурку из драни», «Конопатка паклей дверных коробок», «Устройство деревянных тротуаров» и т.д.
В разделе «Стекольные работы» основной материал — «замазка оконная». В отделочных работах доминирует применение тяжелых цементно-известковых растворов, в земляных работах — сплошь строительная техника, которая уже давно не выпускается промышленностью. И этот список можно продолжать.
В сборнике «Строительные металлические конструкции» весь современный оцинкованный легкий металлопрокат уместился в одну норму, в сборниках «Благоустройство» и «Автомобильные дороги» содержатся семь таблиц норм на одну и ту же работу — фрезерование асфальтобетонных покрытий, при этом их показатели расходятся друг с другом до пяти раз!
Но такие вещи просто недопустимы! На дворе XXI век, а мы «консервируем» в сметно-нормативной базе технологии 50-х годов прошлого столетия. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются как новые разработки. При этом корректировка показателей редакционного характера выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом».
А посмотрите внимательно на ежеквартальные индексы пересчета сметной стоимости, которые выпускает Минстрой: по всем регионам страны изменение показателей происходит на одну и ту же процентную величину! Как такое возможно? Это говорит лишь о том, что их никто не считал, и применялись методы математической интерполяции.
— Руководство Минстроя говорит о необходимости введения ресурсного метода, называя его современным и инновационным. Ваша оценка этой методики?
— Еще в далеком 1992 году тогдашним Минархстроем России были утверждены Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.
И что же тут нового? Да и как считать с такими сметными нормативами, когда ресурсная выборка строительных материалов и оборудования в сметах не будет соответствовать производственной? Специалисты прекрасно знают, что если просчитать сметную стоимость ресурсным методом и поставить реальные текущие цены, то стоимость окажется от 5 до 15% выше, чем стоимость, определенная базисно-индексным методом.
— Руководство отраслевого ведомства также заявляет, что Минстрой будет осуществлять мониторинг цен, отслеживая в год 200—300 тыс. наименований строительных материалов. Возможно ли это чисто технически?
— Абсолютно нет! Вдумайтесь в эту цифру! Тут не то что всего Минстроя не хватит, а я сомневаюсь, что кто-либо вообще в состоянии это сделать.
Конечно, если подходить к этой задаче формально, то можно и выпускать цены, интерполируя показатели: цена одной трубы — на все остальные и т.д. Но кому такое нужно и, главное, поможет ли это в решении задачи снижения и оптимизации сметной стоимости строительства?
Возникает и другой вопрос: кто будет реформировать систему ценообразования в строительстве, где соответствующие специалисты? После скандала с Федеральным центром по ценообразованию в строительстве и его экс-главой Евгением Ермолаевым сменился уже второй руководитель ФЦЦС. Для строительного комплекса страны обучение чиновников Минстроя «на производстве» — слишком большая роскошь!
В течение 2015—2016 годов (а затем на постоянной основе) необходимо дополнить сборники Государственных сметных нормативов нормами и расценками на новые современные технологии строительства (по нашим оценкам, объем дополнений составит около 40%), а с 1 января 2017 года перейти на новый уровень цен в сметно-нормативной базе.
В настоящее время сборники Государственных сметных нормативов учитывают цены на 1 января 2000 года. Но прошло уже 15 лет!
Система сметных нормативов должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.
— На чем здесь нужно сосредоточить особое внимание?
— На разработке укрупненных сметных нормативов — т.н. «Нормативов цены конструктивных решений» (НЦКР). Укрупненные сметные нормативы дают возможность оперативно контролировать уровень прямых затрат по основным видам объектов строительства и ремонта уже на этапе проектирования (стадия «Проект»).
Внедрение их в практику ценообразования в значительной степени оптимизирует договорную стоимость строительства на региональных рынках, а совершенствование определения затрат на инфраструктуру объектов строительства позволит контролировать, существенно уменьшить бюджетные вложения, а также сократить сроки строительства и ремонта.
— А как исключить коррупционную составляющую?
— Сейчас уже абсолютно очевидно, что все процедуры современной системы ценообразования для объектов бюджетного финансирования должны пройти антикоррупционную экспертизу на предмет выявления дискреции: неконтролируемой возможности чиновников всех уровней решать экономические вопросы ценообразования по собственному усмотрению.
Такие меры позволят оптимизировать процесс оказания государственных услуг, согласования и контроля в сфере бюджетного ценообразования, сделав его транспарентным и подконтрольным гражданскому обществу.
Решение вопросов совершенствования ценообразования в строительстве будут способствовать скорейшему выходу из финансово-экономического кризиса и созданию условий для дальнейшего развития отрасли на новом уровне достоверности и качества определения справедливых цен на строительство.
Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ
Источник: rcmm.ru