Депутаты намерены сами заниматься защитой заявителей от коррупции
Для защиты заявителей от коррупции в Госдуме предлагают создать специальную парламентскую комиссию.
Фото: Анатолий Жданов
Депутаты Государственной думы совместно с правозащитниками подготовили пакет предложений по усилению борьбы с коррупцией, которые они намерены в ближайшее время внести на рассмотрение комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Среди предложений — создание парламентской комиссии по защите прав заявителей о коррупции и формирование пакета поправок в УК и УПК РФ. Целью таких поправок станет внесение изменений в существующее антикоррупционное законодательство и наделение заявителя о преступлениях коррупционной направленности особым статусом. Инициаторами выступили депутаты фракции ЛДПР — Иван Сухарев, Антон Ищенко и Сергей Каргинов, а также руководитель проекта «Нет коррупции!» Владимир Осечкин.
Предложенными поправками предполагается оказать законодательную поддержку заявителям о коррупционных преступлениях, а именно — сократить срок рассмотрения заявления о коррупции до 10 суток вместо сегодняшних 30, усилить ответственность за преступления против госслужбы и правосудия, связанные с ненадлежащим рассмотрением заявлений о коррупции, ввести уголовную ответственность за оказание давления на заявителя о коррупции, упростить процедуру получения госзащиты для заявителя и внести изменения с целью засекречивания персональных данных заявителя о коррупции до принятия окончательного решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, предполагается ввести в УПК РФ понятия «коррупция» и «заявитель о коррупции/преступлениях коррупционной направленности», а также перевести расследование всех коррупционных дел в ведение Следственного комитета (СК РФ) и Федеральной службы безопасности (ФСБ РФ), исключив МВД.
Парламентарии намерены ходатайствовать перед президентом РФ о расширении штата специального отдела по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, с 60 до 850 — из расчета не менее 10 человек на каждый регион Российской Федерации. При этом жить и работать они должны будут в Москве и только на время конкретного оперативно-разыскного мероприятия и следственных действий выезжать в регионы.
Напомним, что правительством уже были сделаны шаги по защите прав заявителей о коррупционных преступлениях. Так, по итогам заседания, состоявшегося 18 декабря 2014 года в Общественной палате с участием экспертного совета при Управлении президента по вопросам противодействия коррупции, правительством были подготовлены поправки в законодательство о защите лиц, сообщивших о коррупционном преступлении. Согласно законопроекту, в случае если государственный служащий или сотрудник госкомпании обращается с заявлением о коррупционном правонарушении, ему предоставляется бесплатная юридическая помощь, гарантируется конфиденциальность представленных сведений и информации о его личности и родственниках органами прокуратуры и работодателем и многое другое.
Депутаты полагают, что создание парламентской комиссии с целью проработки инструментария по защите заявителя поможет выстроить отлаженную систему по реализации антикоррупционного плана.
— Мы считаем, что борьба с коррупцией — это одна из первостепенных задач государства. Учитывая скудность федерального бюджета, необходимость сокращения затрат — каждый рубль должен стоять на особом контроле. И вопрос, как защитить тех, кто сообщает государству о фактах проявления коррупции, очень важен. Поэтому мы выступили с инициативой создания такого механизма, который позволит ресурсами Государственной думы и Общественной палаты в полной мере защитить права и свободы заявителей, — пояснил «Известиям» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко.
Представители других фракций сдержано отреагировали на предложенную инициативу. Депутат от «Единой России», член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный уверен, что главное проблема не в создании комиссии и даже не в законах, а в правоприменении.
— Есть сомнения в необходимости такой комиссии, поскольку у нас имеется достаточно мощное антикоррупционное законодательство. Нам нужно добиваться, чтобы органы правопорядка и лица, отвечающий за контроль исполнения антикорупционного законодательства, работали ответственно, и в этом я вижу главную задачу. То есть проблема не в законодательстве, а в правоприменении, — подчеркнул парламентарий.
Правозащитники отнеслись к депутатской инициативе с оптимизмом. Руководитель проекта «Нет коррупции!» Владимир Осечкин считает, что создание парламентской комиссии— один из очевидных шагов по эффективной борьбе с коррупционерами. Он отметил, что на сегодняшний день эта проблема стоит очень остро.
— Ежегодно бюджет России теряет сотни миллиардов рублей из-за коррупционных преступлений, совершаемых отнюдь не в одиночку. В некоторых регионах существуют мафии и кланы, которые внедрили на высокие посты в силовых органах подконтрольных им недобросовестных лиц, тем самым блокировав эффективную борьбу с коррупцией и казнокрадством. Мы фиксируем в таких неблагополучных местах беспрецедентное давление на заявителей о коррупции, при этом закон практически их не защищает, особенно если простой человек заявляет о совершении преступлений силовиками, судьями или прокурорами, — рассказал Владимир Осечкин.
Правозащитник также подчеркнул, что неизбежны и определенные расходы, связанные с законодательными инициативами и расширением подразделений в профильных ведомствах, но это та необходимая мера, которая в результате сэкономит государству миллиарды рублей.
— Наши предложения затратны, особенно в части усиления антикоррупционных подразделений в центральных аппаратах ФСБ и СК. Но потери от коррупции в нашей стране с этой цифрой несопоставимы, и инвестиции в борьбу с коррупцией принесут условные дивиденды уже в следующем году. Нужно понять: если мы на самом деле хотим усилить борьбу с коррупцией, даже на фоне кризиса нужно в приоритетном порядке увеличивать бюджет антикоррупционных ведомств и усиливать ответственность за давление на заявителей о коррупции. Пришло время создавать эффективный механизм по защите прав заявителей о коррупции, и рабочая группа в парламенте — один из его ключевых элементов, — отметил Владимир Осечкин.
По мнению члена комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрия Галочкина, создание такой комиссии могло бы позитивно повлиять на ситуацию, учитывая, что люди боятся сообщать о преступлениях из-за возможных последствий и давления.
— Заявители о фактах коррупции попадают в группу риска и могут подвергаться давлению и различным санкциям. Для многих заявителей активность заканчивается уголовным преследованием. Надо очень серьезно подходить к этому вопросу, чтобы этот институт не стал защитой для самих преступников, которые бы могли прикрываться тем, что это они и есть жертвы. Я считаю, что в эту комиссию должны будут войти представители всех фракций и совместно заняться этим вопросом, — подчеркнул общественник.
В декабре 2014 года СК РФ были обнародованы данные о работе в сфере противодействия коррупции за 9 месяцев 2014 года. За этот период в СК поступило более 32,5 тыс. сообщений о коррупционерах. По всем случаям была проведена проверка, подтвердились 21 137 сообщений, которые легли в основу уголовных дел. Из более чем 26 тыс. коррупционных дел удалось завершить расследование и направить в суд почти половину — 10 233 материала.
В отдельную строку следователи выделяют преступления, совершенные лицами с «особым правовым статусом». Были привлечены к ответственности 22 следователя органов внутренних дел, 1 следователь наркоконтроля, 10 прокуроров, 40 адвокатов, 32 члена избирательных комиссий, 139 депутатов органов местного самоуправления, 188 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 9 депутатов органов законодательной власти и двое судей.
А годом ранее, по официальной статистике Верховного суда РФ, в России было осуждено за получение взятки 1732 человека и в два раза больше взяткодателей — 3456 человек. При этом из числа взяточников было оправдано 2,37%, а из числа взяткодателей только 0,23%, то есть в 10 раз меньше. Как оказалось, аномально высокий процент оправданных по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» наблюдался и ранее: в 2012 году он составил 3,91% на фоне 0,63% оправданных взяткодателей и среднего уровня в 0,23% оправданных по делам публичного обвинения в России, а в 2011 году — 3,16% против 0,48% оправданных по статье о даче взятки и 0,25% оправданных по делам по стране в целом. Эта статистика Верховного суда РФ может свидетельствовать о наличии двойных стандартов, то есть о том, что следственно-судебная система своих защищает гораздо эффективнее, чем рядовых граждан.
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International начала рассчитывать индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. Тогда при расчете на 54 страны индекс для России составил 2,6 балла (46–47-е место), точно такое же количество баллов было у Индии. Пиком коррупционной индексации для России стал 2004 год. Тогда расчет проходил для 146 стран, и Россия получила 90-е место, встав на уровень Гамбии, Индии, Малави, Мозамбика, Непала, Ливана, Ирана и Танзании. В последующие годы индекс России сохранялся примерно на одном уровне, а в 2014 году Россия заняла 136-е место.
Источник: izvestia.ru