В России появится интерактивная карта-схема автомобильных туристических маршрутов
Речь идет об интерактивной карте, на которой будут указаны локации размещения объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпингов, кемпстоянок и объектов туристской инфраструктуры. Задача по ее формированию заложена в Концепции развития автомобильного туризма до 2035 года, которую утвердил кабмин (распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2024 г. № 1025-р).
В целом Концепция нацелена на создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам и возможностей для строительства необходимой для этого инфраструктуры. Предусмотренные ею мероприятия призваны повысить доступность туристических объектов и качество услуг дорожного сервиса. В ней заложены не только ориентиры по совершенствованию законодательства, но и приоритеты по:
- обеспечению доступа к местам и объектам туристского показа, сети многофункциональных зон дорожного сервиса, позволяющих в одной локации оказывать широкий спектр сервисных услуг;
- обеспечению автодорог и объектов туристского показа качественной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктурой, включая автозаправки (в том числе предназначенные для заправки газомоторного транспорта метаном и электрозарядные станции), торговые объекты, гостиницы (мотели), кемпинги, станции техобслуживания, площадки отдыха (детские и спортивные), стоянки, парковки, а по необходимости – и площадки посадки вертолетов для спецслужб, инфраструктуру для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечению автомобильных дорог качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами;
- созданию сети национальных и межрегиональных туристских автомобильных маршрутов на территории России, в том числе соединяющих Санкт-Петербург с Владивостоком.
Здесь же запланировано развитие сервисов и услуг по аренде автомобилей, включая автодома, рядом с железнодорожными вокзалами и аэропортами. Предполагается, что туристы, прибывающие в регион, смогут взять в аренду транспортное средство для своего автопутешествия и сдать его в конечной точке туристского маршрута. Сервисы для предоставления автомобилей в аренду должны обеспечивать автотуристов необходимыми услугами, а также оказывать техподдержку на всем протяжении автомобильного маршрута.
Некоторые положения Концепции посвящены вопросам развития точек продаж туристам национальных изделий в регионах. В частности, говорится о размещении представительств регионального туризма, точек продаж продуктов и сувениров в многофункциональных зонах дорожного сервиса. Предложения для автотуристов будут аккумулировать региональные туристские информационные центры с предоставлением путеводителей. Причем упор планируется сделать именно на товары местных производителей, в том числе выпускающих сувенирную продукцию.
Подчеркивается, что услуги для автотуристов по маршруту следования должны быть не только для автомобиля (автозаправки, станции техобслуживания и автомойки), но и для пользователя автомобильной дороги. В частности, речь идет о санитарных зонах, пунктах общепита и торговли, прачечных, душевых, мотелях, кемпингах, кемпстоянок, медпунктах, зонах обеспечения интернет-связи и других объектах сервисов. Причем, по замыслу разработчиков, услуги и сервисы для автотуристов должны предоставляться чаще, чем для автомобилей. "Должен быть предоставлен широкий ассортимент качественных услуг по доступным ценам с использованием цифровых сервисов, включая информацию о возможных услугах", – отмечается в тексте Концепции.
Одновременно документом предусмотрено повышение качества обслуживания и безопасности участников дорожного движения на автодорогах по пути следования к объектам туристского показа, создание предпосылок для развития производства отечественных транспортных средств, оборудования и продукции для автотуризма. А также – синхронизация действующих и выработка новых мер господдержки для создания и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры.
В числе приоритетных направлений для развития автомобильного туризма указаны:
- увеличение доли путешествий на персональных автомобилях, автобусах, мотоциклах или автодомах;
- создание условий для интенсивного развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, включая объекты дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и инженерные сети;
- вовлечение местного предпринимательского сообщества и объектов туристского показа в сферу автомобильного туризма.
К 2035 году автотуристы должны обеспечить вклад не менее 10% в общее число совершаемых туристских поездок. В приоритетном порядке должны быть спланированы и реализованы мероприятия по формированию сети туристских автомобильных маршрутов, в том числе образующих автомобильный путь из Санкт-Петербурга во Владивосток. К слову, на этом пилотном маршруте планируется протестировать и интерактивную карту-схему автомобильных туристских маршрутов.
Концепцию будут реализовывать в два этапа. На первом этапе (2024-2025 годы) акцент сделан на разработке программ развития автомобильного туризма в РФ до 2035 года и региональных программ. Последние должны включать мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, включая инициативы по корректировке российского законодательства и предложения о новых мерах господдержки. Здесь же будут определены автомобильные туристские маршруты и проведена их синхронизация с планами по развитию автомобильных дорог, включая определение с учетом спроса на услуги участков, не обеспеченных объектами дорожного сервиса. В региональные программы по развитию автомобильного туризма должны быть заложены также:
- разработка и создание интерактивных карт туристских маршрутов и прилегающей к объектам туристского показа транспортно-логистической инфраструктуры;
- создание специализированных сервисных зон, сети парковок, кемпингов и кемпстоянок у основных объектов туристского показа, музеев и достопримечательностей;
- вовлечение региональных мест туристского показа в сферу автомобильного туризма;
- проведение отраслевых выставок, выпуск карт, справочников, путеводителей, отраслевых интернет-порталов, информационных систем бронирования автодомов и мест размещения и т. п.
На первом этапе также начнется формирование единой интерактивной карты-схемы автомобильных туристских маршрутов России.
Второй этап будет длиться с 2025 по 2035 годы. В этот период предусмотрено:
- совершенствование нормативно-правовой базы и мер господдержки развития автомобильного туризма;
- реализация мероприятий, направленных на прирост сети автомобильных туристских маршрутов и объектов туристской, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
- создание цифрового "двойника" в целях обеспечения эффективного управления и контроля за реализацией мероприятий Концепции.
В тот же срок планируется выгрузить интерактивную карту-схему автомобильных туристских маршрутов с указанием локаций размещения объектов дорожного сервиса и сформировать "банк" земельных участков под размещение площадок отдыха и объектов дорожного сервиса. Для оценки качества предоставляемых на объектах услуг будет налажена обратная связь с автотуристами.
Ожидается, что решение этих и других задач поможет создать предпосылки для социально-экономического развития территорий, условия для формирования новых рабочих мест, для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. Кроме того, это должно положительно повлиять на конкурентоспособность туристских продуктов. А в конечном итоге – повысить удобство поездок на территории страны и обеспечить доступность туристских продуктов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Участниками реализации мероприятий Концепции станут Госдума и Совет Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации, институты развития, региональные органы власти, нефтегазовые и ресурсоснабжающие организации, финансовые организации и инвесторы, субъекты МСП, операторы услуг, ассоциации, федерации и общественные объединения в сфере туризма и транспорта и т. д.
Для реализации мероприятий Концепции будут использоваться средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Источник: garant.ru