15 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел и отправил на доработку проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Документ содержит 10 разделов, состоящих из 144 разъяснений.
Общие положения
В первом разделе разъясняется, какие нормативно-правовые акты составляют законодательство РФ о выборах и референдумах, также напоминается о праве субъекта РФ принимать соответствующие законы в качестве конкретизирующих нормативных положений, регулирующих избирательные права граждан.
В п. 4 проекта подчеркивается, что конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан и их объединений является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами административных дел о защите указанных прав в порядке, предусмотренном главой 24 КАС РФ. Уточняется, что положения главы 22 КАС РФ о рассмотрении административных дел об оспаривании действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц не подлежат применению при обращении в суд за защитой нарушенных избирательных прав.
Подсудность и порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
Согласно п. 5 административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции.
В п. 6 приведены некоторые административные дела, относящиеся к подсудности районного суда. Например, к таковым относятся дела о назначении местного референдума, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (в том числе политических партий), должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ.
В п. 7 разъясняется, какие дела отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов. В следующем пункте указано, какие административные дела рассматривает Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции. К таковым, в частности, относятся дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Отдельные вопросы, связанные со статусом избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, а также наблюдателей
В данном разделе Пленум ВС напоминает, что избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов. Отмечается, что председатель избирательной комиссии, комиссии референдума вправе представлять ее интересы в суде на основании документов, подтверждающих его статус, без соответствующей доверенности (п. 12).
В п. 14 указано, что член избирательной комиссии, комиссии референдума не вправе оспорить итоги голосования, результаты выборов, референдума, ссылаясь только на свой статус. Вместе с тем подчеркивается, что в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах.
В п. 15 разъясняется о правах наблюдателя, при этом отмечается, что он не вправе совершать действия, препятствующие работе комиссии, а также иные действия, запрещенные законом.
Акты избирательной комиссии, комиссии референдума и порядок их оспаривания
В п. 16 дано пояснение о том, какие решения, действия избирательной комиссии, комиссии референдума могут быть оспорены в суде. В соответствии с п. 17 решения, принятые избирательной комиссией, могут быть отменены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно п. 18 решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом или вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, таким правом не наделена. Вместе с тем данная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене принятого ею решения в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Обращение в суд в защиту избирательных прав
В указанном разделе представлен список лиц и объединений, которым предоставлена возможность оспаривания в судебном порядке решений (действий, бездействия) избирательных комиссий. В частности, к таким лицам относятся избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица и избирательные объединения. Такая возможность есть и у политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений (п. 20).
Пленум ВС уделил внимание обращению в суд в защиту активного и пассивного избирательного права, обращению в суд в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц. В п. 28 отмечается, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.
В проекте постановления разъясняется о принятии административного искового заявления о защите избирательных прав к производству суда, о сроках обращения в суд с административным иском о защите избирательных прав. Так, в п. 34 указано, что срок на обращение в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования (первый день голосования) в указанный срок не включается. Административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме (п. 35).