ДТП из-за гололеда: в каких случаях, с кого и в каком размере можно взыскать ущерб при аварии на скользкой дороге
Гололед, являющийся неотъемлемым атрибутом зимнего периода, опасен не только для людей, но и для машин. Поскольку на заснеженных городских дорогах и обледенелых трассах повышается риск совершения ДТП, нелишним будет вспомнить, кто должен осуществлять расчистку дорог от снега и льда, и может ли водитель, машину которого занесло на скользкой дороге, претендовать на возмещение ущерба.
А главное – как доказать, что причиной аварии явилось не нарушение водителем ПДД, а халатность органов и организаций, ответственных за содержание дорог.
Портал ГАРАНТ.РУ проанализировал нормы действующего законодательства по данной теме, составил примерный алгоритм действий потерпевшего от ДТП на скользкой дороге и систематизировал наиболее интересные судебные дела последних лет.
Нормы права
Несмотря на то что ни Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ни Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 257-ФЗ) не содержат отдельных требований по содержанию дорог в зимний период, они предусматривают общие положения, предписывающие выполнять работы, направленные на организацию и обеспечение безопасности дорожного движения, а в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий для обеспечения безопасности дорожного движения – вводить временные ограничения или прекращение движения транспортных средств (далее – ТС) по опасным участкам дороги (п. 2 ст. 30 Закона № 257-ФЗ).
ПОЛЕЗНО
В каких случаях, от кого и в каком размере гражданин, пострадавший от гололеда, может получить возмещение ущерба? С типичными и нетипичными примерами из судебной практики можно ознакомиться в нашем материале.
Значимость мер по уборке снега и борьбе с зимней скользкостью подтверждает и указание на то, что:
- при организации и проведении работ по содержанию автомобильных дорог в приоритетном порядке выполняются работы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения (подп. "б" п. 12 Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2020 г. № 1737; далее – Правила);
- при разработке сметных расчетов по содержанию автомобильных дорог должно учитываться в том числе приоритетное проведение работ, влияющих на безопасность дорожного движения, в число которых входят и работы по уборке снега и борьбе с зимней скользкостью (подп. "а" п. 9 Правил).
Более детально порядок очищения ото льда автомобильных дорог урегулирован стандартами – отдельным вопросам посвящены сразу несколько актов. Во-первых, Межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания", введенный в действие Приказом Росстандарта от 11 августа 2015 г. № 1121-ст. Им установлены требования к уровню зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования. В частности, определены пять уровней зимнего содержания автомобильных дорог. Там же содержится запрет на наличие зимней скользкости на автомобильных дорогах всех уровней содержания (п. 7.1 ГОСТ 33181-2014). Отметим, этот ГОСТ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (TP ТС 014/2011).
Во-вторых, действует Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст. Им тоже оговорено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости, а также установлен срок устранения зимней скользкости – в зависимости от категории дороги он варьируется от 4 до 12 часов с момента обнаружения, то есть поступления информации о ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, включая информацию о возможном ее образовании, полученную с дорожных метеостанций и от организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз) (п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017).
В-третьих, применяется Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59201-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 28 октября 2021 г. № 1364-ст. Он содержит технические правила зимнего содержания автомобильных дорог, включая классификацию в виде таблицы различных видов зимней скользкости дорожных покрытий. Для детального учета погодных и дорожных условий зимнюю скользкость на дорожном покрытии подразделяют на стекловидный лед (гололедица, "черный лед", твердый налет), гололед и уплотненный снег (снежный накат).
А само понятие "зимняя скользкость" расшифровывается в Методических рекомендациях по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений, утв. Распоряжением Росавтодора от 10 сентября 2008 г. № 383-р. Под ней понимаются снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия. В свою очередь, виды и условия образования снежно-ледяных отложений (зимней скользкости) на дорожном покрытии автомобильных дорог, включая покрытие проезжей части, обочин, тротуаров, упоминаются в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 59434-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля", утвержденном и введенном в действие Приказом Росстандарта от 20 апреля 2021 г. № 229-ст.
Кроме того, Распоряжением Росавтодора от 14 апреля 2010 г. № 296-р утвержден Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.8.002-2010 "Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной гидрометеорологической информации (для опытного применения)". Борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах посвящены также Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые Письмом Росавтодора от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис, и Распоряжение Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р 12131625. Например, последним установлено подразделение всех образующихся на дорожном покрытии снежно-ледяных отложений по внешним признакам на рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лед (п. 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах). Подчеркнем, Распоряжение Минтранса России является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
Отметим, сильное гололедно-изморозевое отложение относится к опасным метеорологическим явлениям. Речь идет, в частности, о гололеде диаметром 20 мм и более или сложном отложении или мокром (замерзающем) снеге диаметром 35 мм и более или изморози диаметром 50 мм и более, в результате которых: погиб 1 человек и более; получили вред здоровью 5 человек и более; имеются разрушения зданий и сооружений; нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более; или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более (п. 2.3.11 Критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Приложение к Приказу МЧС России от 5 июля 2021 г. № 429).
Источник: garant.ru