Экспертиза объектов транспорта необходима для реализации Стратегии национальной безопасности России
Такое заявление сделал заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Михаил Карпов, выступая на XI международном форуме «Безопасность на транспорте», проходящем в эти дни в Санкт-Петербурге.
В своем докладе в ходе рабочей сессии «Инженерно-технические средства и обеспечение транспортной безопасности на стадии проектирования и строительства: новые технологии и их применение в условиях обновления нормативной базы» эксперт рассказал об особенностях применения нормативной документации при проведении государственной экспертизы по транспортной безопасности в 2021 году.
«В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной президентом 2 июля 2021 года, упомянуты такие задачи, как развитие транспортной инфраструктуры, интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала России, повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Экспертиза проектной документации объектов транспорта, в том числе в части обеспечения транспортной безопасности, способствует достижению поставленных целей», - уверен Михаил Карпов.
Эксперт отметил, что с учетом актуальных изменений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности при проведении экспертизы проектной документации важно определить дату, на которую осуществляется оценка ее соответствия установленным требованиям.
Если дата оценки определена до вступления в силу новых нормативных документов, экспертиза проектной документации будет проводиться на соответствие старым требованиям. Если дата определена в период от начала действия новых нормативных документов до 1 января 2021 - на соответствие и новым, и старым нормам, при этом соблюдение более жестких требований будет приоритетным. Если дата оценки установлена на периоды после 1 января 2021 года, экспертиза проверит соответствие проектной документации «новым» нормам с учетом даты их вступления в силу.
Спикер напомнил, что на рубеже 2020-2021 годов были отменены или заменены на новые многие ранее действовавшие документы в области транспортной безопасности. В том числе отменены постановления правительства Российской Федерации, касающиеся требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом уровней безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, средств морского и речного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, метрополитенов, средств железнодорожного и воздушного транспорта и других.
Кроме того, серьезные изменения произошли в части не категорируемых объектов транспортной инфраструктуры. Вновь утвержденными требованиями указана необходимость их технического оснащения в зависимости от вида транспорта.
«При рассмотрении больших инфраструктурных проектов объектов транспорта, разделенных на этапы, возможны ситуации, когда эти этапы будут рассматриваться на соответствие нормативной документации, действовавшей на разные даты. Часть этапов при этом будет оцениваться на соответствие требованиям старой нормативной документации, часть – вновь принятым требованиям. Это приведет к разным проектным решениям по транспортной безопасности объектов одинаковой категории в рамках одного проекта. В целях приведения к единообразию применяемых требований застройщик может указать в задании на проектирование необходимость соблюдения помимо требований нормативной документации, действовавшей на дату рассмотрения, и требований, утвержденных вновь принятыми нормативными документами по транспортной безопасности. Такой подход позволит унифицировать проектные решения и обеспечит их соответствие требованиям на период эксплуатации», - объяснил Михаил Карпов.
В рамках своего выступления на форуме эксперт рассказал и об основных ошибках, выявляемых при экспертизе проектной документации в части решений по транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Так, например, зачастую застройщик не указывает согласованную с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности предварительную категорию строящегося объекта, или проектные решения разрабатываются без учета требований действующей нормативной документации.
Если реконструкция объекта влечет за собой необходимость корректировки утвержденного для него указанного плана (паспорта), в материалах нередко отсутствуют требования субъекта транспортной инфраструктуры к такой корректировке. Случается, что отсутствуют проектные решения, описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» для объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав проектируемого объекта.
«Такие ошибки являются наиболее критичными, так как влекут за собой необходимость корректировки исходно-разрешительной документации и переработки проектной документации, что приводит к увеличению сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и реализации всего инвестиционного проекта», - подчеркнул Михаил Карпов, призвав заказчиков строительства и проектные институты уделять особое внимание точному и корректному выполнению всех требований действующего регулирования.
Фото: архив пресс-службы Главгосэпертизы России
Источник: gge.ru