Идея с советских времен: эксперты рассказали о новой туристической зоне в Ростове
В августе 2020 года глава администрации Ростова Алексей Логвиненко заявил о намерении городских властей благоустроить Театральный спуск и продлить набережную до Богатяновского спуска. Кроме того, с учетом развития новой зоны отдыха активно планируется создание канатной дороги через Дон. «Городской репортер» поговорил с экспертами о том, какой в итоге должна быть новая непрерывная туристическая зона в Ростове.
«Идея о создании непрерывной туристической зоны хорошая. Вот, например, на Большой Садовой делают наземный переход, который соединит две пешеходные зоны: парк Горького, улица Пушкинская и переулок Соборный. До этого они никак не были связаны. И то же самое с Театральной площадью и Набережной. Эта идея была еще с советских времен – делать огромную лестницу-эспланаду вниз и продление набережной до этого места», — рассказал координатор ростовской организации «Мой фасад», краевед Геннадий Крольман.
Идея обустройства Театрального спуска стала звучать еще в конце 20-х годов прошлого века – его еще тогда называли Театральным проездом. Планировалось построить каскад огромных лестниц, ведущих вниз к Дону. На них хотели установить скульптурные фигуры и 160 фонтанов, каждый из которых по проекту мог бить струей в высоту до 14 метров. Через железную дорогу, а она еще проходила по берегу, планировалось перебросить эстакаду, ведущую к воде.
Предложений о том, как должен выглядеть сам спуск, много и сейчас, однако окончательного решения пока нет. По словам урбаниста Михаила Векленко, при благоустройстве этой территории надо учитывать, что там очень грубый рельеф. «При проектировании должны быть продуманы специальные конструкции. Это не может быть просто асфальтированной дорогой, она будет слишком резкой. Звучало много предложений, как обустроить это пространство: например, можно часть сделать под крышей и над ней. Я считаю, строить надземные и подземные переходы там не стоит. Правильно, если вдоль всего спуска будут эскалаторы, которые смогут облегчить передвижение горожанам, в том числе маломобильным,» — отметил он.
По мнению урбаниста, связь набережной и Театральной площади должна быть не только эстетичной, но и доступной. «Ведь опыт знакомства с городом проходит на ногах», — добавил он.
Как пример для подражания Векленко назвал Каскад в Ереване. В столице Армении есть спуск, который соединяет новую и старую части города. Благодаря правильному благоустройству это место очень популярно у туристов. Длина Каскада — 500 метров, ширина — 50 (Театральный спуск планируют сделать 60 метров шириной). Между основанием и вершиной (разница высот) — 100 метров. Внутри предусмотрен эскалатор на две трети его высоты, который как раз облегчает подъем для маломобильных посетителей. Каскад оформлен несколькими фонтанами, различными статуями и орнаментами.
Каскад в Ереване. Внутри лестницы установлен эскалатор. pinterest.ru
Туристическая зона, которая включит в себя спуск, будет брать начало от Театральной площади. Эксперты считают, что глобально ради туристических целей ее трансформировать нельзя.
«Мы же используем площадь под массовые мероприятия, например, для того же Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Было очень здорово. Стелу, как символ города, тоже перемещать не надо. Это культовое место. Не надо делать из него парк, который есть рядом», — отметил Векленко.
Однако незадействованное в будние дни пространство все равно можно улучшить. Геннадий Крольман предложил администрации задуматься о принципах тактического урбанизма: на территории установливают временные объекты, которые при необходимости можно быстро убрать. «Асфальтовое поле, которое сейчас на площади, абсолютно бессмысленно. Вот в Севастополе тоже есть огромная площадь недалеко от набережной. Власти огородили ее кадками с растениями и поставили небольшой скейт парк, лавочки. Это место очень сильно ожило. При этом во время парада (два раза в год) их можно убирать. И для Театральной площади, которая станет началом новой пешеходной зоны, это было бы прекрасно», — рассказал он.
sport.sevastopol.su Благоустройство в Артбухте Севастополя: скейтпарк, проведение фестивалей.
Не менее важной частью новой туристической новости станет продленная до 13-й Линии набережной. «Набережная является лицом города. Ростову очень повезло. Именно река Дон является нашим неоспоримым «брендом». Поэтому набережная должна продолжать свое развитие вплоть до будущего моста на острова Зеленый», —утверждает архитектор Андрей Дойцин.
Подобную мысль высказал и Михаил Векленко: «Набережная увеличивает ценность нашего города. Мы имеем 30 километров береговой линии, но по-настоящему задействовано только 3,5 километра». Геннадий Крольман отметил, что в Ростове действительно короткая набережная: «В Самаре, где течет Волга, набережная намного длиннее (пять километров — прим. ред.). Там и больше мест для отдыха».
По словам Векленко, будущее продление прогулочной зоны до 13-й Линии позволит также интегрировать южную часть Нахичевани в активную часть города. «Нахичевань – неотъемлемая часть центра города. И она ни транспортом, ни прогулочными маршрутами не включена в этот центр», — добавил он.
Урбанист также отметил, что в Ростове будущего набережная должна длиться от микрорайона Левенцовка до Аксая. Это решит проблему того, что все туристические прогулочные зоны города сконцентрированы только в центре. Кроме того, продление создаст дополнительный транзит из Аксая в Левенцовку – как на машине, так и на велосипеде.
Но о продлении набережной на такое расстояние власти пока не задумываются. В последнее время в администрации города активно обсуждается создание канатной дороги через Дон. Ранее её планировали построить рядом с Ворошиловским мостом, однако недавно было принято решение продлить план «канатки» так, чтоб она соединяла Левобережную зону и Театральный спуск. «Это позволит обеспечить удобную транспортную связь с правым берегом реки Дон с учетом развития всего Театрального спуска», — рассказал замглавы администрации Ростова Андрей Дикун.
Однако гендиректор компании «А+С ТрансПроект» (Симетра), которая занимается разработкой государственных транспортных моделей, Константин Тихонов считает проект канатной дороги больше имиджевым и неокупаемым. «Как вид транспорта это пока трудно рассматривать, потому что количество людей, которые смогут там перемещаться, относительно небольшое. С нашей точки зрения, окупаемость этого проекта не обеспечена. Это проект скорее имиджевый. Поэтому тут уже вопрос к людям, ответственным за туризм», — рассказал Тихонов. По его мнению, если во все туристические программы Ростова включать поездку через реку Дон от Театрального спуска до стадиона «Ростов-Арена», то в таком случае окупаемость возможна.
Андрей Дойцин считает идею строительства канатной дороги в Ростове очень современной и своевременной. «Для нас она могла бы решить массу проблем. Это стало бы самым быстрым сообщением между Аксаем, Ростовом и Западным жилым районом. При таком количестве людей, ежедневно находящихся на Набережной, могли бы заработать новые функции, но для этого хотелось бы рассмотреть возможность канатной дороги вдоль всей набережной», — отметил архитектор. Он убежден, что проблема с окупаемостью решаема, так как «канатка» освободит средства на поддержание общественного автотранспорта, люди захотят передвигаться на экологичном транспорте без пробок.
КРАЕВЕД ГЕННАДИЙ КРОЛЬМАН ПРЕДЛОЖИЛ ВОЗРОДИТЬ ТО, ЧТО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, КОГДА КАТЕРА ПЕРЕПРАВЛЯЛИ С ОДНОГО БЕРЕГА НА ДРУГОЙ. ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЭТО ДЕШЕВЛЕ РЕАЛИЗОВАТЬ И ИНТЕРЕСНЕЕ ДЛЯ ОТДЫХАЮЩИХ.
В проект по благоустройству Театрального спуска администрация также включила строительство многоуровневой парковки. Эксперты солидарны в том, что в подобном месте она не нужна.
«Конечно, будет удобно, если туда можно подъехать на машине. Но в приоритете должен быть пешеход, потому что он добирается и на общественном транспорте, и на велосипеде, и на машине. Есть многоуровневая парковка в районе улицы Закруткина и КСК «Экспресс». Можно там припарковаться и спуститься пешком. Лучше еще одну построить «наверху», в городе, чтобы она в течение дня работала на него и можно было поставить машину в центр. Вечером там же можно будет припарковаться и по удобному для пешеходов театральному спуститься, после прогулки подняться обратно», — отметил Михаил Векленко.
По словам Геннадия Крольмана, в парковке возле набережной нет смысла, потому что лучше сделать там доступные остановки общественного транспорта. «Автомобилизация города – это путь в никуда. Чем лучше условия для машин, тем больше их становится. А в этом месте и так не самые широкие улицы», — рассказал он.
До конца этого года власти Ростова намерены подготовить план строительства, чтобы рассчитать стоимость недвижимости, которую придется выкупить у собственников. Благоустроить эту территорию планируют за 3-4 года.
Источник: cityreporter.ru