Публикуем стенограмму выступления главы Минстроя России, размещенной на сайте Правительства Российской Федерации.


В.Якушев: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Действительно, сейчас были представлены проекты, которые реализованы на территории Ярославской области по конкурсу малых городов и исторических поселений, когда граждане определяют, какие общественные пространства сегодня необходимо благоустроить в малых городах и исторических поселениях. Мы видим, какой хороший эффект мы имеем. Эффект, естественно, социальный, потому что сами люди определяют, какие пространства сегодня необходимо благоустроить. И помимо этого мы видим, конечно, экономический эффект, потому что вокруг этих общественных пространств развивается малый бизнес. У нас малые города и исторические поселения всегда претендуют на то, что у них активно должен развиваться туризм, и такие результаты при реализации этих проектов мы тоже замечаем.


Михаил Владимирович, Вы сейчас уже сказали во вступительной речи о том, что разработана программа «60+». Эта программа начиналась с поручения после Сочинского инвестиционного форума по предложениям бизнес-сообщества. И «60+» – это как раз та коммунальная инфраструктура, где износ составляет более 60%.


Когда мы запросили все проекты с территории нашей огромной страны, от субъектов Российской Федерации, конечно, это были большие запросы. Я даже не буду называть сумму, которую запросили субъекты – она была достаточно приличной. Но когда мы начали задавать вопросы и вникать в эти проекты, приглашая субъекты Российской Федерации для их обсуждения в министерства, то мы увидели, что используемые сегодня в большинстве субъектов технологические решения, особенно там, где речь идёт о схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, требуют достаточно серьёзной актуализации.


Поэтому министерство вышло в Правительство с предложением в этом году подготовить пять пилотных проектов. И на основе пяти пилотных проектов показать те эффекты, которые мы можем получить в конкретных муниципальных образованиях, и эффекты не только социальные, когда люди начинают получать качественные услуги, но и экономические, потому что у нас всегда существует некое мнение о том, что деньги, вложенные в жилищно-коммунальное хозяйство, это не всегда эффективно. Поэтому на примере этих пяти муниципальных образований мы как раз и хотим показать, что данные проекты имеют в том числе и экономическую эффективность.


У нас на представленных слайдах обозначены ключевые цели и задачи, которые мы ставили перед собой. Естественно, это системное обновление объектов коммунальной инфраструктуры, но главная задача, которую мы ставили, – что должны применяться новейшие технологии, такие как установка систем погодного регулирования, бестраншейная прокладка всей инфраструктуры, а также переход на пластик. Также это снижение аварийности на объектах, повышение качества коммунальных услуг и, естественно, обеспечение комфортных условий проживания наших граждан.


Что очень важно: если мы даём так называемый федеральный грант, то у нас повышается ликвидность имущественного комплекса в жилищно-коммунальном хозяйстве, а это, соответственно, делает возможным привлекать туда частного инвестора. Также мы создаём условия для реализации национальных проектов, потому что достаточно хорошая коммунальная инфраструктура – это возможность для развития жилищного строительства в наших городах. Те национальные проекты, которые связаны сегодня со строительством социальных объектов, очень часто упираются в то, что наша коммунальная инфраструктура не может обеспечить технологическое подключение к этим объектам.


Следующий вопрос: основания формирования программы. Мы к этому относили высокую аварийность, низкую надёжность, сверхнормативный износ, ухудшение качества предоставления коммунальных услуг. При этом доля сетей со степенью износа свыше 60% в сфере теплоснабжения в Российской Федерации составляет 52,8%. Что касается сферы водоснабжения и водоотведения – это 60,5%.


Очень важно было определиться с критериями отбора регионов и самих проектов, поэтому, когда мы выбирали для «пилотов» проекты, мы должны были получить определённые результаты поле их реализации. Что необходимо? Фактический износ объектов коммунальной инфраструктуры после реализации всех мероприятий должен снизиться не менее чем на 10%. Для проектов, которые мы взяли для реализации, на данный момент нет возможности финансирования за счёт собственных и заёмных средств и они не являются объектами инвестиционных программ.


Уровень софинансирования регионов мы предложили в объёме не более 2–4% – это соответствует тем требованиям, которые применяются сегодня при реализации национальных проектов. Срок реализации проекта не должен превышать трёх лет, а совокупные операционные эффекты обеспечивают окупаемость проекта в срок не более пяти лет.


Также хочется отметить, что проект нормативно-правового акта сегодня находится на стадии межведомственного согласования. Если сегодня, Михаил Владимирович, мы получим от Вас конкретные поручения, то мы готовы в достаточно короткий срок отработать, для того чтобы согласовать данный проект.


Что касается технологических эффектов, это обновление самой системы, это оптимизация схем тепло- и водоснабжения и водоотведения, без которых невозможна реализация этих проектов. Это и снижение аварийности, обеспечение территории объектами инфраструктуры в рамках реализации нацпроектов.


Говоря об экономических эффектах, мы прежде всего отмечаем повышение ликвидности активов; обеспечение безубыточности деятельности предприятий ЖКХ (это очень важно); снижение удельных операционных затрат и исключение оснований для вынесения предписаний и штрафов. Вся система жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании, если она имеет высокий износ, постоянно находится под угрозой уплаты больших экологических штрафов, поэтому всё это было учтено, когда мы разрабатывали подходы к данной программе.


И конечно, необходимо, чтобы в дальнейшем было благоустройство территорий после реализации этих мероприятий, а также синхронизация с мероприятиями других национальных проектов и федеральных программ, что создаёт серьёзный мультипликативный эффект в конкретных муниципальных образованиях.


Теперь о конкретных муниципалитетах. Это Оренбургская область, город Орск; это Ярославская область, город Переславль-Залесский, где мы сегодня находимся; это Республика Марий Эл, город Козьмодемьянск; Алтайский край, город Новоалтайск; Кемеровская область, городской округ Белово. Проекты, осуществляемые в этих городах, которые мы сегодня предлагаем рассмотреть, реализуются в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.


Если мы говорим о городе Орске, то расходы составляют порядка 385 млн рублей, и эти денежные средства реализуются в два этапа в течение двух лет. Причём экономический эффект, который мы получаем с учётом уменьшения операционных затрат, экологических штрафов и, самое главное, того, что у нас не увеличиваются тарифы, составляет порядка 1 млрд 435 млн рублей. Поэтому здесь мы видим конкретный экономический эффект.


Что касается Переславля-Залесского... Я думаю, что коллега продолжит потом моё выступление – мы вместе отрабатывали этот проект, – подтвердит в том числе наши совместно рассчитанные экономические эффекты. Расходы на проект составят порядка 916 млн рублей, а эффект, который мы получаем, – это 945 млн за три года. Поэтому от реализации данного проекта есть тоже экономический эффект.


Что касается Марий Эл: расходы – 327, эффекты – 461. Новоалтайск: расходы – 630, эффект – 1 млрд 485 млн. Кемеровская область: расходы – порядка 900 млн рублей, а эффекты, которые мы получаем, – 1 млрд 200 млн рублей.


Естественно, главный оппонент здесь у нас, с кем мы обсуждали эти программы, это Минфин, – поэтому нам было важно доказать как раз, что финансовые ресурсы, наложенные на правильные технологические решения дают в том числе и экономический эффект при реализации этих проектов.


В нашей презентации также – предпосылки для реализации. Они здесь перечислены.


Наверное, Михаил Владимирович, главное предложение, которое мы сегодня выносим на эту площадку и надеемся на поддержку, – мы хотим предложить реализовывать данный проект среди малых городов также на конкурсной основе. Тот опыт, который мы получили при реализации конкурса малых городов и исторических поселений, сподвигнул нас как раз на данное предложение.


Что мы получили от реализации конкурса малых городов и исторических поселений? У нас растут компетенции в рамках наших муниципальных и региональных команд. В рамках реализации проекта идёт постоянный обмен лучшими практиками. Мы видим, что каждый год те проекты, которые заявляются на конкурс, становятся всё сильнее. Мы видим, что сегодня, когда местом сборки этих проектов становится муниципалитет, здесь уже идут дополнительные эффекты.


Потому что в городе собираются другие национальные проекты, такие как «Безопасные и качественные дороги», «Жильё и городская среда». И естественно, здесь мы можем говорить ещё и о том, что будет работать такая серьёзная программа, как капитальный ремонт нашего жилого фонда. И когда такие возможности появляются, то лицо наших городов меняется, настроение наших граждан будет улучшаться, и, конечно же, мы получим в том числе и экономические эффекты.


Когда мы посмотрели компетенции наших региональных и муниципальных команд, здесь есть над чем работать. Я думаю, если мы изберём конкурсный подход, это даст возможность нам сформировать компетенции в наших муниципалитетах, сделать специалистов, которые работают сегодня в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ещё более подготовленными. И, естественно, те технические и технологические решения, которые будут применяться (а обмен лучшими практиками позволит более сильным муниципалитетам подтягивать несколько слабые муниципалитеты), в конечном итоге сыграют на получение положительного эффекта в рамках страны.


Мы предложили здесь объёмы финансирования, но это только предложения для обсуждения, естественно. Если Вы дадите поручение, то мы готовы совместно с Минфином подготовить эти поручения. Но главное предложение, которое мы сегодня формулируем, – поддержать наши малые города в рамках программы «60+» на конкурсной основе. Тогда появится второй конкурс у малых городов, что даст возможность достаточно активно двигаться, получать федеральные гранты и реально работать на то, чтобы наши малые города менялись, и мы не только получали красивые общественные пространства и хорошую коммунальную инфраструктуру, но и развивали экономический потенциал наших малых городов.