Принят Кодекс этики использования данных
Его подписание состоялось в Центре Международной Торговли в рамках Недели российского интернета (RIW-2019). Об этом сообщается на официальном сайте одного из разработчиков документа – Ассоциации больших данных.
Кодекс этики использования данных (текст имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), разработанный участниками рынка данных совместно с государством и представителями общественности, представляет собой свод отраслевых стандартов профессионального и этического поведения, которые участники, действуя добросовестно и разумно, добровольно признают и обязуются исполнять.
Он нацелен на закрепление основных принципов взаимодействия заинтересованных лиц (государства, граждан, бизнеса), создание базы для последующих регуляторных инициатив в области данных, а также формулирование универсальных правил, определяющих границы допустимого поведения для всего профессионального сообщества. Положения Кодекса распространяются на оборот всех типов данных (от пользовательских до промышленных) и содержат принципы профессиональной этики при их сборе, обработке, использовании и хранении.
В числе общих принципов, предусмотренных Кодексом, указаны: законность использования данных (необходимость соблюдения норм законодательства, положений международных договоров, ратифицированных РФ, положений Кодекса); уважение прав и свобод (недопустимость вмешательства в частную жизнь граждан при обработке данных); добросовестность, профессиональная ответственность и т. д.
Что касается принципов профессиональной этики, то они разбиты на группы:
- принципы при сборе данных (недопустимость сбора данных с нарушением общих принципов или с использованием противоправных методов, а также стремление к внедрению дистанционных способов взаимодействия с гражданами);
- принципы при хранении данных (самостоятельное определение техсредств и организационных мер и методов хранения данных, обеспечение надлежащего уровня защищенности используемых для хранения данных средств и методов, своевременное проведение расследования инцидентов, связанных с несанкционированным доступом к данным, рассмотрение в качестве добросовестной практики обмена опытом о мерах и способах противодействия и устранения инцидентов, нарушающих информационную безопасность);
- принципы при обработке данных и использовании результатов такой обработки (разрешение аналитики данных о пользователях, недопущение умышленной дискриминации граждан, запрет на фальсификацию данных для целей аналитики, предотвращение нанесения вреда или ущерба пользователям, чьи данные были использованы в аналитических продуктах, проверка возможности использования для аналитики в коммерческих целях общедоступной информации в форме открытых данных, автоматизированная обработка данных, порождающих юридические последствия для граждан по их письменному согласию или согласию в электронном виде);
- принципы при коммерческом использовании данных, в том числе в рекламе и маркетинге (возможность использования данных для прямого маркетинга, если персонифицированные предложения позволяют потенциальному приобретателю обеспечить оптимальный выбор товаров, работ, услуг и при возможности отказаться от получения таких предложений, запрет на введение пользователей в заблуждение относительно того, что они участвуют в исследовании рынка).
Кроме того, документом предусмотрено создание Совета по совершенствованию практик работы с данными. "Также в рамках Кодекса мы создаем Реестр добросовестных участников рынка данных, туда включаются, в первую очередь, те, кто уже поддержал Кодекс, но мы будем рассматривать заявки от всех, кто захочет присоединиться к инициативе и показать свое добросовестное отношение к рынку данных и его участникам", – прокомментировала президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова. Также речь идет о ведении и актуализации "Белой книги" – свода лучших практик в сфере добросовестного использования данных. По замыслу разработчиков, эта книга должна стать ориентиром для участников рынка и оказать позитивное влияние на развитие отрасли в целом.
Первыми участниками Кодекса стали крупнейшие российские компании: Сбербанк, Яндекс, МегаФон, МТС, Газпром-медиа холдинг, Тинькофф Банк, oneFactor, Газпромбанк, Группа QIWI, Mail.ru Group, Группа ВТБ, ВымпелКом, Ростелеком, а также Аналитический центр при Правительстве РФ. Документ открыт для новых участников, готовых присоединиться и поддержать закрепленные в нем принципы и нормы.
"Создание Кодекса этики является важной вехой для отечественной индустрии данных. Ведь, как показывает практика, лучше всего применяются и соблюдаются те нормы и принципы, которые выработаны самими участниками отношений. Мы создали "живой" документ, который будет обновляться и дополняться с разумной периодичностью", – подчеркнул председатель Правления Института развития интернета Сергей Петров. Предполагается, что положения Кодекса станут основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юрлицами, государством и между собой.
Источник: garant.ru