Василий Голубев предложил правительству России углубить Дон
Дноуглубительные работы на Дону должны быть систематическими, чтобы обеспечить гарантированную глубину не менее 4,5 метров, заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев на заседании Морской коллегии при правительстве РФ.
По его словам, после признания участка Дона (от устья до подхода к Аксаю) морским, здесь перестали проводиться работы по обеспечению габаритов водного пути. В итоге из-за периодически случающегося маловодья, создаётся угроза ЧС и вводятся ограничения на движение судов. Последний раз такое произошло в начале 2018 года, когда на Дону было введено одностороннее движение флота на пяти участках реки — от Ростова до Азова. По мнению Голубева, недостаточная глубина и ширина судового хода сдерживают развитие и повышение конкурентоспособности морских портов этих двух городов.
Напомним, что ради увеличения глубины Дона в Ростовской области строится Багаевский гидроузел. Предполагается, что после окончания проекта (2020 год) гарантированная глубина реки составит 4 метра. Однако, судя по всему, этого всё равно недостаточно. На строительство заложено 22 млрд рублей.
На заседании коллегии Василий Голубев поднял и другой проблемный вопрос — возраст ходящих по Дону судов. По его словам, нормальный срок службы сухогрузов и танкеров класса «река-море» — 15 лет. Однако в Азово-Донском бассейне работают суда со средним возрастом в 35-40 лет, в среднем по России — 24 года. Поэтому в ближайшие годы будет значительный спрос на новые суда, который вполне могут удовлетворить заводы Ростовской области.
«В советское время у нас ежегодно выпускали до 100 судов в год, и свой судостроительный потенциал область сохранила. К интеграции и кооперации готовы профильные заводы — «Азовская судоверфь», «Прибой», «Мидель», «Моряк», «РИФ», «Усть-Донецкий судоремонтный завод». Они имеют современное оборудование, выполняют ремонт судов всех типов и классов, занимаются разработкой новых судов», — заявил Василий Голубев.
Проблема слишком большого возраста используемых судов в первую очередь актуальна для зернотрейдеров, вывозящих зерно на экспорт через порты Ростовской области. Некоторые компании, которые побогаче, дошли до того, что вынуждены создавать новый флот, заказывая строительство кораблей как в России, так и за рубежом.
Так, недавно владелец крупнейшего в России зернотрейдера «Риф» Петр Ходыкин в интервью «КоммерсантЪ-Юг» заявил, что его компании для нормальной работы нужно 50 собственных судов класса «река-море». Часть из них будет строиться в России, но не в Ростовской области.
«К 2020 году у нас в собственности их должно быть 25. Половину планирую купить, половину — построить. Общий бюджет проекта — около $250 млн. О строительстве мы договорились с Объединенной судостроительной корпорацией, верфи которой расположены в Центральной части России и в Ленинградской области. Также потенциальные партнёры-судостроители есть в Китае, Турции и Румынии», — рассказал Ходыкин.
Как признаёт губернатор Голубев, судостроители из Азии предлагают суда по более низким ценам, чем заводы Ростовской области. Однако затраты на перегон судов, например, китайского производства, в Азово-Донской бассейн полностью «съедят» эту «экономию», уверен он. Однако без господдержки возрождение судостроения в регионе вряд ли произойдёт.