О новых правилах проведения экзамена в ГИБДД
Татьяна Шутылева: "Мы предлагаем не применять нуждающиеся в уточнении нормы новых правил проведения экзамена в ГИБДД до устранения в них несоответствий".
1 сентября вступает в силу документ, фактически завершающий реформу системы обучения водителей в России, – Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (утв.приказом МВД России от 20 октября 2015 г. № 995; далее – Административный регламент). Напомним, с августа 2014 года действуют обновленные требования к автошколам и программы подготовки и переподготовки водителей (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408).
О том, удалось ли добиться поставленных целей по повышению качества обучения в автошколах и как сильно изменится процедура сдачи экзаменов в ГИБДД, порталу ГАРАНТ.РУ рассказала президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Татьяна Вячеславовна, два года назад, накануне вступления в силу обновленных правил подготовки водителей, высказывались опасения о возможном сокращении количества автошкол в связи с тем, что не все из них смогут получить положительное заключение Госавтоинспекции о соответствии их учебно-материальной базы установленным нормативным требованиям. Действительно ли сократилось количество автошкол за это время и на сколько?
До начала реформы системы обучения водителей существовало чуть более 8 тыс. автошкол. В конце 2015 года, по данным Госавтоинспекции, их количество составило порядка 7 тыс.: 1766 организаций Минобрнауки России, 67 – Минобороны России, 136 – Росавтодора, 1102 – ДОСААФ России, 239 – Всероссийского общества автомобилистов и 3687 частных автошкол. Все эти организации прошли необходимое согласование программ подготовки водителей и получили заключение ГИБДД о полном соответствии своей учебно-материальной базы установленным требованиям. Это значит, что в каждой такой автошколе должны быть надлежащим образом оборудованные учебные классы, закрытые площадки, автодромы, соответствующий преподавательский состав.
Повысилось ли качество подготовки водителей после введения новых требований к автошколам (увеличилось количество сдавших экзамен с первого раза, сократилось число ДТП с участием начинающих водителей)?
Утверждение новых программ обучения водителей, которое теперь является профессиональным, стало центральным звеном реформы системы подготовки водителей в стране. В 2015 году мы наблюдали беспрецедентное снижение количества аварий с участием начинающих водителей со стажем до двух лет управления – на 26,5% по сравнению с 2014 годом. А число ДТП с водителями мопедов сократилось за год на 45,9%. Это очень хороший показатель, потому что гибель несовершеннолетних подростков, которые раньше без прав управляли этими транспортными средствами, представляла собой отдельную огромную проблему. В 2016 году статистика продолжает улучшаться: за период с января по июль количество аварий по отношению к соответствующему периоду прошлого года сократилось на 21,6%. То есть можно говорить о том, что введение новых программ способствовало такому кардинальному улучшению ситуации с аварийностью начинающих водителей, которого мы не наблюдали никогда ранее.
Сдача экзаменов с первого раза тоже формально считается одним из показателей качества подготовки водителей, и цифры за 2015 год нас порадовали. Экзамен по теории с первого раза сдали 75% выпускников, экзамен по проверке первоначальных навыков управления ТС ("площадку") – 73%, а 50% экзаменуемых с первого раза выполнили все требования, предъявляемые к вождению в реальных городских условиях.
Новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, установленный Административным регламентом, тоже активно обсуждается автоэкспертами. Они высказывают определенные опасения по поводу ряда новых положений, в частности, о времени, отведенном для прохождения такого упражнения, как скоростное маневрирование (предусмотрено для категории "А"), и неопределенности момента начала отсчета этого времени, "провале" экзамена на площадке в случае отклонения от заданной траектории движения, предусмотренной для конкретного упражнения, – непонятно, по их мнению, что будет считаться таким отклонением, и др. А на Ваш взгляд, насколько нововведения усложняют процедуру сдачи экзамена?
Приведенные выше цифры показывают, что реформа системы подготовки водителей принесла ожидаемые результаты. Новые правила приема экзаменов в ГИБДД – завершающее и очень важное ее звено, их принятие было необходимо. Административный регламент представляет собой объемный документ, устанавливающий стандарт предоставления государственной услуги по проведению экзаменов и выдаче водительских удостоверений. Он содержит описание каждой административной процедуры и время, отведенное на ее выполнение. Например, максимальный срок ожидания в очереди для подачи заявления – 15 минут, прием и регистрация документов у заявителя – до 15 минут и т. д.
Для образовательных же организаций в сфере профессионального обучения водителей транспортных средств очень важно, что данным документом установлены требования к проведению экзаменов (ранее мы называли это методикой приема экзаменов) на все категории, подкатегории ТС. Уже два года (с августа 2014 года) мы учим кандидатов в водители по новым программам, на новые категории и подкатегории (например, "М", "А1", "В1"), а процедура приема у них экзамена не была определена. Теперь этот вопрос решен.
Надо отметить, что определенные изменения вводятся на каждом этапе приема экзаменов. В теоретической части по-прежнему 20 вопросов, на которые нужно ответить за 20 минут. Так же, как и сейчас, можно будет сделать две ошибки, но есть и существенное различие – если эти ошибки в одном тематическом блоке, экзамен не будет сдан. Кроме того, за каждую ошибку нужно будет ответить на пять дополнительных вопросов по той же теме в течение пяти минут, и при ответе на допвопросы ошибаться нельзя вообще. Эти нововведения преследуют две цели: исключить случайность ошибки и выявить незнание целого раздела ПДД, что может привести к трагическим последствиям на дороге.
Также с 1 сентября теоретический экзамен должен приниматься только в автоматизированном режиме, с применением аппаратно-программного комплекса, то есть знания будет оценивать беспристрастная компьютерная система, что полностью исключает человеческий фактор (до этого тесты могли проводиться как с применением печатных носителей, так и в компьютерном варианте). Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ утверждены и новые экзаменационные билеты: для категорий "A", "B", "M" и подкатегорий "А1", "B1", а также для категорий "C", "D" и подкатегорий "C1", "D1". Они опубликованы на сайте ГИБДД в разделе "Автовладельцам".
Для второго этапа – "площадки" – Административный регламент устанавливает и описывает комплекс упражнений для различных категорий и подкатегорий ТС, причем количество упражнений увеличивается. Так, по самой массовой категории "В" по новым правилам нужно будет выполнить пять упражнений из шести, тогда как в настоящее время выполняется только три из пяти возможных. Габариты некоторых упражнений станут более компактными, поэтому для их успешного выполнения нужно будет более тщательно тренироваться. Кроме того, все транспортные средства, используемые для приема экзаменов, должны быть оборудованы средствами аудио- и видеорегистрации (камерами).
Введен временной фактор – определена формула, по которой будет рассчитываться время выполнения всего комплекса упражнений исходя из того, что на каждое упражнение по категории "В", например, условно полагается две минуты. То есть на пять упражнений отводится 10 минут плюс время, которое затрачивается на передвижение от упражнения к упражнению. Стоит отметить, что изначально предполагалось определить конкретное время для каждого упражнения, но профессиональное сообщество высказывалось против, потому что любое время на экзамене – это стрессовая ситуация для кандидатов в водители. И разработчики документа пошли нам навстречу, установив более лояльные требования. Немного иная ситуация по мотокатегориям "А", "М" и подкатегории "А1", потому что для одного из предусмотренных для них упражнений – скоростного маневрирования – указано конкретное время: 35 секунд. Мы проводили испытания, делали контрольные замеры – мастер спорта по мотоспорту, выполнявший это упражнение, уложился в 34 секунды. Начинающие водители, отучившиеся на категорию "А", в установленные 35 секунд не уложились.
Поэтому, конечно, временной параметр вызывает у нас сомнения, особенно учитывая, что в документе нет четких указаний по поводу того, когда начинать и заканчивать замерять время, каким прибором (секундомер, мобильный телефон, планшет), как фиксировать результаты и каким образом они могут быть оспорены. Все эти вопросы пока являются открытыми.
Экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения ("город") кардинально не изменится. Тем не менее стоит обратить внимание на то, что определено максимальное время проведения экзамена, оно составляет 30 минут. При этом минимальное время не установлено, поэтому решать, может ли экзамен длиться 5 или 10 минут, будет, видимо, сам экзаменатор. Кроме того, контрольная таблица допущенных ошибок по-прежнему содержит некоторые спорные параметры. Например, такие: "неправильно оценивал дорожную обстановку", "неуверенно пользовался органами управления транспортного средства, не обеспечивал плавность движения". Как оценивать эти параметры? Не совсем ясно. Поэтому оценка в этом случае может зависеть от субъективного мнения экзаменатора.
Какие требования, содержащиеся в новых правилах проведения экзамена, могут поставить в тупик кандидата в водители, добросовестно освоившего программу обучения в автошколе?
В идеале для добросовестно и полностью освоивших программу обучения выпускников автошкол никаких сложностей быть не должно. Но есть один нюанс, связанный с тем, что 1 сентября является, так скажем, неким водоразделом между старыми и новыми правилами приема экзаменов. Поскольку не все сдают экзамены с первого раза, может иметь место такая ситуация: 30, например, августа человек не сдает "площадку", и пересдача, которая может состояться только по истечении как минимум семи дней с даты предыдущей попытки, должна будет проводиться уже по новым правилам. Как в реальности это будет происходить, мы пока не знаем, возможно, автошколам надо будет таких клиентов доучивать, проводить с ними дополнительные занятия.
Новым порядком ограничено максимальное время проведения экзамена – не более трех часов на каждого экзаменуемого (по часу на теоретическую часть, "площадку" и "город" соответственно). Поможет ли такое ограничение сократить очереди в ГИБДД?
На проведение каждого отдельно взятого экзамена действительно отводится не более часа. Однако вся административная процедура по проведению экзаменов и выдаче водительского удостоверения практически для всех категорий и подкатегорий может составлять до 30 рабочих дней (п. 17 Административного регламента). Это значит, что длительность перерыва между экзаменами будет определяться конкретным подразделением ГИБДД в зависимости от загруженности и материально-технической оснащенности (есть ли возможность предоставить площадки и транспортные средства). Конечно, Госавтоинспекция заинтересована, чтобы сократить очереди, но насколько это получится реализовать, особенно с учетом увеличившегося количества принимаемых упражнений, покажет практика.
Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 предусматривается возможность сдачи теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления ТС непосредственно в автошколах – экзаменаторами в этом случае также являются сотрудники Госавтоинспекции. Однако порядок определения соответствия условий, созданных автошколой для проведения экзаменов, установленным требованиям МВД России пока не утвердило. Известно ли Вам, когда появится этот документ?
Сложившаяся ситуация нас очень тревожит по одной простой причине: по официальным данным самой Госавтоинспекции, 80% экзаменов принимается на базе образовательных организаций с использованием их учебно-материального оснащения. И после введения новых правил такая возможность сохранится, если школы будут надлежащим образом оборудованы. Кроме того, если у автошколы есть аппаратно-программный комплекс и автоматизированный автодром, обучающимся в ней кандидатам в водители могут засчитываться квалификационные (внутренние) экзамены автошколы по теории и "площадке", правда, проведенные в присутствии экзаменатора из ГИБДД (абз. 2-5 п. 9 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений). Порядок соответствующего взаимодействия Госавтоинспекции с образовательными организациями и направления экзаменаторов также должно определить МВД России. Однако до 1 сентября остается совсем мало времени, а ни один из указанных документов не утвержден.
Стоит отметить, что проект приказа о порядке определения соответствия условий для проведения экзаменов, имеющихся у организации, установленным требованиям опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru [ID проекта: 01/02/07-16/00051187. – Ред.] и прошел процедуру общественного обсуждения. А вот проекта, определяющего порядок взаимодействия ГИБДД с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и направления к ним экзаменатора, на портале пока нет. И исходя из того, что процедура согласования приказов занимает достаточно много времени, можно говорить о том, что к 1 сентября, они, скорее всего, изданы не будут.
Многие автошколы уже обновили оборудование теоретических классов, подготовили разметку для новых упражнений, установили в машинах видеорегистраторы, но для того чтобы с указанной даты экзамены проводились на их базе, работа по ее проверке на соответствие новым правилам уже должна кипеть. Поэтому мы ждем от МВД России комментариев, каким образом в отсутствие приказов будет строиться взаимодействие Госавтоинспекции и автошкол и использование материально-технической базы последних для приема экзаменов.
Расскажите, пожалуйста, какие еще изменения необходимо внести в правила подготовки кандидатов в водители и (или) порядок сдачи экзаменов, чтобы на дороги выезжали действительно профессиональные водители.
Для того чтобы новая методика приема экзаменов стала действенным механизмом контроля качественной подготовки водителей, необходимо устранить имеющиеся в ней несоответствия и неопределенности. Так, например, документом установлено, что при выполнении упражнений кандидат в водители должен совершать движение по заданной траектории, отклонение от нее повлечет оценку "НЕ СДАЛ". Однако кем задается эта траектория и как определяется отклонение, не сказано. Также есть целый ряд расхождений в содержании схем, иллюстрирующих выполнение упражнений, и их описаниях. К примеру, на иллюстрации к упражнению № 3 "Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров" обозначен некий размер L1, а в описании его нет. То же самое со схемами к упражнению № 7 и упражнению № 12 "Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров" – изображенное на них действие "1" отсутствует в описании. Это лишь некоторые из выявленных несоответствий, и все технические неточности обязательно нужно исправлять, поскольку от них может зависеть результат экзамена – "СДАЛ" или "НЕ СДАЛ". Мы предложили бы не применять нуждающиеся в уточнении нормы до внесения в приказ соответствующих поправок, однако пока никакого конкретного решения не принято.
Кроме того, нужно – и мы об этом не раз говорили – ввести механизмы постлицензионного контроля автошкол. На входе контроль очень жесткий: процедура лицензирования, проверка ГИБДД, согласование программ, а после получения документации он отсутствует практически полностью, может быть, раз в три года лицензионные органы что-то проверяют. Поэтому мы и сталкиваемся с такими "чудесными" явлениями, как работа автошкол без лицензии и аннулирование водительских удостоверений у тех, кто отучился в этих организациях. Очень хотелось бы, чтобы возможность возникновения подобных ситуаций была исключена.
Источник: garant.ru