Поиск признаков монтажа в фонограмме
Монтаж фонограмм – это объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм путем их перезаписи, в процессе чего вносятся определенные изменения в записываемую информацию, а также меняется очередность фрагментов.
Аутентичность речевого события – это соответствие его отображения на материальном носителе с учетом естественных помех и искажений. Аутентичная фонограмма речевого события обязательно должна соответствовать ряду специфических критериев:
- непрерывность,
- непосредственность записи звуковых сигналов от первоисточника звука,
- одновременность записи речевых сигналов от различных источников,
- соблюдение временной и линейной последовательности записи сигналов,
- полнота отображения речевого события.
С какими видами нарушения аутентичности речевого события приходится сталкиваться на практике?
Изменения в содержании фонограммы могут возникнуть в процессе записи оригинала - выборочная запись, или после окончания записи оригинала, а также в процессе монтажа.
Выборочная звукозапись оригинала или её копии осуществляется посредством активации режима временной остановки записи (паузы) с последующим возобновлением процесса звукозаписи. Пропуск отдельных реплик искажает контекст и восприятие смысла речевого события при прослушивании такой фонограммы.
Нарушение непрерывности фонограммы - это любое изменение, полученное как во время записи, так и после ее окончания, при котором нарушается непрерывность фиксации речевого события. Изменения монтируются различными методами: имитации, синтеза голоса и речи, путем инсценировки и т.п.
Какие существуют способы нарушения аутентичности речевого события, отображаемого на фонограмме?
- искусственное ухудшение качества значимой информации (выборочная звукозапись; стирание записи, нарушение непрерывности записи, ручная регулировка уровня записи, искусственная маскировка шумом, музыкальная помеха, снижение речевой разборчивости за счет деформации АЧХ сигнала или внешнего источника помехи, искажение голоса с помощью специальных приборов типа и т.д.);
- искусственное увеличение количества значимой информации (монтаж посредством вставки или продолжения, дополнение речевого сигнала вербальной или акустической информацией методом микширования и т.д.);
- полная или частичная искусственная замена речевой информации (инсценировка, речевой синтез, имитация голоса и речи, монтаж методом вставки или продолжение с одновременным стиранием исходной информации и т.д.);
- искусственное изменение линейной последовательности и компоновка речевой информации в определенном порядке.
Данные изменения осуществляются путем сознательных действий и определенных по смыслу манипуляций с вербальной и невербальной информацией.
Только серьезный лингвистический анализ позволяет отличить смонтированную фонограмму от коммуникативного замысла, выявить фальсификацию и объяснить причины произведенных действий.
Именно поэтому для того, чтобы решить вопрос имеются ли на фонограмме признаки монтажа при производстве фоноскопических экспертиз, наряду с визуальным анализом магнитного носителя и инструментальным изучением фонограммы, в обязательном порядке специалисты "Ростовского центра судебных экспертиз" проводят лингвистический анализ записанной на фонограмме звучащей речи.
Искажения речевого сигнала могут быть не только преднамеренными. Некоторые искажения могут быть следствием случайных явлений, например, непрерывность звукозаписи может быть нарушена техническими причинами. Стирание информации также может быть непреднамеренным, в частотности, вследствие случайного нажатия на клавишу записи в момент воспроизведения.
Лингвистический анализ один из методов выявления монтажа
Фонограмма, изготовленная путем монтажа, отличается от содержания действительной речевой ситуации по ключевым элементам смыслового и формального содержания текста. Посредством лингвистического анализа проверяется естественность, адекватность, целостность и связность, смысловое и синтаксическое единство.
В экспертной практике в качестве лингвистических признаков монтажа фонограммы квалифицируются следующие артефакты:
- отсутствие логической связности различных элементов текстовой композиции;
- отсутствие ситуационно и коммуникативно обусловленного логического начала или конца разговора (разговор начинается с полуслова, полуфразы или же происходит обрыв конечных реплик);
- наличие в речевом потоке фрагментов слов, не являющихся ситуативно обусловленными сбоями фонации, следствием речевой патологии говорящего (заикания), дефектами произношения;
- наличие в потоке речи законченных смысловых фраз, не обусловленных дискурсным единством, коммуникативной ситуацией, текстовой композицией, логической структурой и темой разговора слова и фразы;
- наличие синтаксически и семантически несвязанных реплик, высказываний, фраз;
- наличие не соответствия высказываний собеседников семантике реплик и смыслу разговора.
Предпосылки выявления артефактов заключаются в том, что звучащий текст как законченное целое, в котором каждая фонетическая единица интегрируется в упорядоченное содержательное единство, которое детерминируется спецификой коммуникативной ситуации.
Смонтированная фонограмма - это своего рода новая «партитура» звучащей фразы, восприятие которой отличается от естественной речи. Поэтому в реальной практике профессиональный качественный монтаж встречается нечасто.
Признаки наличия связности устного текста могут быть выявлены экспертом на фонетическом, лексико-грамматическом, семантическом уровнях лингвистической организации звучащей речи.
Для получения консультации специалиста по вопросам проведения исследований по поиску признаков монтажа в фонограмме, Вы можете обратиться по телефону 8 (863) 209-81-71, либо отправить запрос по электронной почте, на странице Контакты