Должна ли местная администрация оплачивать долги по ЖКУ за жилье по соцнайму
![]() |
© savmaster / Фотобанк 123RF.com |
При этом выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества МКД являются для управляющей компании обязательными также в силу закона, в связи с чем она не вправе от этого отказаться даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта (см. материал "Обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг: момент возникновения и порядок оплаты").
И вот очередное разбирательство, в котором стороны дошли до высшей судебной инстанции...
Орган местного самоуправления (ОМСУ) отказывался оплачивать региональному оператору задолженность за услугу по обращению с ТКО в отношении нескольких пустующих квартир, рассуждая, что полномочия собственника по использованию спорных помещений могут быть реализованы только путем заключения договоров соцнайма, отсутствие же нанимателя в данном случае тождественно понятию "временное отсутствие потребителя". К тому же регоператор не выставлял ОМСУ платежные документы, поэтому не вправе требовать пени.
Однако судьи взыскали задолженность и пени.
Довод ОМСУ о незаселении спорных жилых помещений в рассматриваемый период суд отклонил, поскольку он противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, согласно которой неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2016 г. № 302-ЭС16-15158, судьи также отметили, что при взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений – юридическим лицам, подлежит применению тариф для населения, в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2022 г. № 52-П, обязанность собственника жилого помещения в МКД оплачивать услугу по вывозу мусора возникает не потому что он реально ее потребляет, а потому что обязанность собственника (как пользующегося, так и не пользующегося жилым помещением) – обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории.
Не принял суд и аргументы администрации о том, что оплатить вывоз мусора она не могла из-за отсутствия платежных документов. Невыставление счетов не является обстоятельством, освобождающим ответчика от оплаты оказанных ему услуг и от предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение таковой, поскольку срок оплаты ЖКУ и возможность начисления пени законодателем не поставлены в зависимость от получения собственником платежных документов. Суд подчеркнул: обязанность совершения необходимых действий и принятия разумных мер по исполнению обязательства лежит именно на должнике – ОМСУ, а не на кредиторе (региональном операторе).
Верховный Суд РФ отказал местной администрации в пересмотре дела.
До суда лучше не доводить. Тем более, что следствием подобных судебных разбирательств, скорее всего, будут дополнительные расходы за счет средств бюджета – неустойка и судебные издержки, которые впоследствии могут быть признаны убытками и взысканы с руководителя учреждения / главы администрации. Как же быть, когда один договор соцнайма расторгнут, а новый не заключен? Или если квартиры приобретены в собственность публично-правового образования, но не заселены? Ответ есть в нашем материале "От долгов не убежишь: кто именно должен платить за "коммуналку"?".
Источник: garant.ru