КС защитил интересы местных бюджетов в спорах о кадастровой стоимости земли
Конституционный суд провозгласил постановление по делу о проверке конституционности части первой статьи 24.18 закона «Об оценочной деятельности в РФ», указав на правомерные интересы муниципалитетов в кадастровых спорах.
Месяц назад КС рассмотрел жалобу администрации муниципального образования города Братска.
Поступления от земельного налога входят в доходную часть местных бюджетов, сумма налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. По заявлению собственника участка на основании отчета об оценке рыночной стоимости участка кадастровая стоимость может быть снижена, в том числе, комиссией по разрешению соответствующих споров.
Согласно материалам дела, которое рассматривал КС, рыночная стоимость участка, на котором расположено лесопромышленное предприятие, оказалась ниже кадастровой почти в 15 раз. Иркутский областной суд в первой инстанции удовлетворил иск муниципалитета, но его решение отменила апелляционная инстанция, указав, что согласно закону «Об оценочной деятельности» право на спор о кадастровой стоимости по общему правилу принадлежит собственнику недвижимости. Таким образом, администрация муниципального образования оказалась не вправе оспаривать решение комиссии, определившей кадастровую стоимость по рыночной стоимости участка, который не входит в состав муниципальной собственности.
Администрация Братска считает, что она оспаривала в суде не саму стоимость земельного участка, а решение комиссии.
КС отметил, что различия в результатах оценки обусловлены объективно. Оспариваемая норма призвана сбалансировать интересы властей и налогоплательщиков. Если бы муниципальное образование имело возможность оспаривать любое решение по определению кадастровой стоимости в размере рыночной, это соотношение было бы нарушено. В качестве общего правила, гарантирующего интересы граждан и юрлиц, спорное положение не противоречит Конституции.
В то же время, значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка (особенно если он крупный и используется для предпринимательской деятельности) может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. Решение комиссии, принятое по инициативе налогоплательщика, затрагивает права и законные интересы муниципальных образований.
Спорная норма не обеспечивает муниципалитету возможности полноценно обосновать свою позицию перед комиссией и не позволяет оспорить её выводы в судебном порядке. В этой мере положения части 1 статьи 24.18 закона об оценочной деятельности не соответствуют Конституции.
Дело заявителя подлежит пересмотру, а федеральному законодателю рекомендовано внести необходимые изменения в нормативные акты.
Источник: ocenchik.ru