На обработку личных данных для эксперимента по внедрению искуственного интеллекта в Москве предлагается ввести мораторий до 2025 года
Игорь Лебедев совместно с группой депутатов внес законопроект № 950900-7, которым предлагается отложить до 1 июля 2025 года введение в действие ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ (далее – Закон № 123-ФЗ), предусматривающего проведение эксперимента по установлению специального режима регулирования для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в г. Москве.
Главный барьер для вступления данной статьи в силу с июля этого года авторы законопроекта видят в том, что ее положения допускают обработку персональных данных, в том числе касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, в целях проведения указанного эксперимента в г. Москве (соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных"). Однако, считают депутаты, использование различных технологий искусственного интеллекта, включая системы слежения и распознавания лиц, вызывает обоснованную обеспокоенность граждан перед угрозой тотального контроля со стороны государства, которая только возросла в условиях распространения эпидемии коронавируса.
Разработчики законопроекта полагают, что обработка персональных данных в рамках данного эксперимента повысит риск посягательства на неприкосновенность частной жизни, а разрабатываемые системы искусственного интеллекта могут содержать технические ошибки. "К примеру, остающаяся весьма высокой вероятность погрешностей в фиксации средствами искусственного интеллекта в зависимости от пола, возраста или этнической принадлежности граждан может иметь непредсказуемые последствия для каждого конкретного гражданина", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В этой связи авторы документа полагают необходимым ввести мораторий на вступление в силу ст. 7 Закона № 123-ФЗ до 1 июля 2025 года, что даст разработчикам достаточное время для минимизации погрешностей, позволит провести достаточное количество проверок в целях устранения возможных системных ошибок и исключить использование персональных данных для вторжения в частную жизнь граждан. Также за указанное время будут устранены правовые пробелы, связанные с ответственностью за возможные нарушения при использовании технологий искусственного интеллекта.
Напомним, Закон № 123-ФЗ создает правовую основу для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта и последующего возможного использования его результатов. Согласно его нормам с 1 июля текущего года в Москве на пять лет будет установлен специальный экспериментальный режим, в рамках которого будет осуществляться нормативное правовое регулирование для создания технологий искусственного интеллекта. Под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений (ст. 2 Закона № 123-ФЗ).
Как утверждается в ст. 3 Закона № 123-ФЗ, его целями является повышение качества жизни населения, эффективности государственного, муниципального управления, деятельности хозяйствующих субъектов, формирования комплексной системы регулирования общественных отношений. Такие цели планируется достигать на основе соблюдения прозрачности эксперимента, защиты прав и свобод, обеспечения безопасности личности, общества и государства с применением недискриминационного доступа к результатам применения искусственного интеллекта.
Для реализации указанных целей требуется, чтобы юридические лица, ИП, которые планируют осуществлять деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта и (или) производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий, были зарегистрированы в соответствующем реестре, то есть приобрели статус участников эксперимента (ст. 5 Закона № 123-ФЗ).
Законом также предусмотрены полномочия высшего исполнительного органа госвласти Москвы, который вправе, в том числе определять порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями, предусмотренными подп. 1–2 п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса, а также предоставлять доступ к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам госвласти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с законодательством РФ.
Закон № 123-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2020 года.
Источник: garant.ru